В декабре на наиболее часто задаваемый собственниками жилья вопрос, отвечает Кузнецова Ольга Ивановна, руководитель общественного комитета ЖКХ Региональной общественной инспекции.
Среди вопросов, поступающих в общественную приемную граждан по вопросам ЖКХ в первой половине декабря, есть тема, которая звучит все чаще. Это вопросы, связанные с эксплуатацией общедомового прибора учета (ОДПУ) по электроэнергии. Собственники многоквартирных домов обращают внимание, что в последнее время в платежных документах перестали отображать показания ОДПУ по электроэнергии, хотя раньше эти показания были в платежках и использовались при определении платы по электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды.
РАЗЪЯСНЯЕМ
С 2017 года введен новый порядок в отношении этой платы, изменены и способ определения размера платы, и название, и классификация соответствующих расходов. Теперь это – жилищная услуга, которая называется коммунальный ресурс (КР) по электроэнергии на содержание общего имущества (СОИ), а соответствующая плата в большинстве случаев определяется исходя из установленных нормативов и площади помещений, входящих в состав общего имущества (включая площадь подвала и чердака при их наличии). Для того, чтобы плата КР на СОИ по электроэнергии формировалась исходя из показаний ОДПУ, нужно решение общего собрания собственников.
Однако, если многоквартирный дом был оборудован ОДПУ по электроэнергии, исполнитель услуги (управляющая или ресурсоснабжающая организация) обязаны информировать потребителей о его показаниях. Данные требования обусловлены принципами правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ) и требованиями к форме платежного документа (приказ Госстроя РФ от 26.01.2018 №43/пр).
Управляющие организации, к которым собственники обращались с вопросом: «что с ОДПУ по электроэнергии»?) заняли достаточно интересную позицию: «сделали большие глаза», а в официальных ответах информировали собственников, что ОДПУ были установлены ресурсоснабжающей организацией, а не собственниками, поэтому использоваться в коммерческом учете не могут (хотя уже использовались?!). Далее информируют собственников, что они своевременно не приняли на общем собрании решение и не поручили управляющей организации включить данные счетчики в перечень общего имущества. Поэтому теперь должны заново установить ОДПУ за свой счет.
В этой ситуации возникают вопросы к управляющей организации: на каком основании они использовали показания ОДПУ при формировании соответствующих платежей в период до 2017 года и как добросовестно и как квалифицировано они управляют общим имуществом собственников, если своевременно не уведомили их, что на общем имуществе установлено новое оборудование, а точнее ОДПУ по электроэнергии, и собственникам необходимо решить вопрос его дальнейшей эксплуатации.
Если ОДПУ находится в нерабочем состоянии, опять вопрос к управляющей организации: какие меры приняты (запланированы) для восстановления его работоспособности.
В процессе исполнения обращений на данную тему также получен ответ от ресурсоснабжающей организации, в свое время установившей ОДПУ. В ответе ресурсники подтверждают факт оборудования конкретных многоквартирных домов общедомовыми приборами учета без взимания платы с собственников, а также не возражают против бесплатной передачи этих ОДПУ собственникам дома для дальнейшей эксплуатации.
Так сказать, круг замкнулся. Все-таки с вышеперечисленными вопросами обращаемся в управляющую организацию.