12 августа 2020
«ДОМ СОВЕТОВ»: СО НКО СПРАШИВАЮТ ПРО ВЫВОЗ ТКО — ОТВЕЧАЕМ!
В общественную приемную по вопросам ЖКХ участились обращения НКО, действующих в сфере развития гражданского общества, социальной поддержки и защиты граждан и пр. и осуществляющих свою деятельность на средства, получаемые по результатам участия в соответствующих конкурсах системы государственной грантовой поддержки,
Вопрос: как быть с договорами, которые НКО направляет региональный оператор по обращению с ТКО – ООО «Управление отходами – Волгоград» (Региональный оператор) с целью заключения для оказания услуг по вывозу ТКО в отношении арендуемых ими помещений и как оплачивать эти услуги, если в рамках полученных субсидий соответствующие расходы не были предусмотрены. Есть ли для некоммерческих организаций, не имеющих дополнительных источников доходов, какие-либо льготы, отсрочки и пр. в такой ситуации.
В вопросе помогает разобраться председатель общественного комитета ЖКХ Региональной общественной инспекции Ольга Ивановна Кузнецова, член команды Института общественных жилищных инспекторов и экспертов, работающего при поддержке Фонда президентских грантов.
Ответ:
В соответствии Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156, постановление №1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым постановлением №1156 (далее – типовой договор). Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Вместе с этим, согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта “а” пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, законодательством об обращении с ТКО установлены определенные случаи, когда коммерческий учет ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
С 01.07.2020 на территории Волгоградской области действуют нормативы, установленные приказом Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее по тексту КТР Волгоградской области) от 17.06.2020 №18/1.
Для примера для административных, офисных учреждений норматив составляет 0,036 куб. м. /мес. на одного сотрудника. Стоимость вывоза 1 куб. м. ТКО также установленная КТР Волгоградской области – 514,14 руб.
Вывод:
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В дополнение:
Если НКО, действующих в сфере развития гражданского общества, социальной поддержки и защиты граждан и пр. и осуществляющих свою деятельность на средства, получаемые по результатам участия в соответствующих конкурсах системы государственной грантовой поддержки имеют договора аренды или субаренды и в условиях цены указано, что в стоимость арендной/субарендной платы включена услуга по организации или оказанию по вывозу ТКО, то вся ответственность лежит на заключения такого договора с Региональным оператор на арендодателе/арендаторе (т.е. собственники объекта имущества или пользователем).
Если НКО, действующих в сфере развития гражданского общества, социальной поддержки и защиты граждан и пр. и осуществляющих свою деятельность на средства, получаемые по результатам участия в соответствующих конкурсах системы государственной грантовой поддержки имеют договора аренды или субаренды и в условиях цены не указано, что в стоимость арендной/субарендной платы включена услуга по организации или оказанию по вывозу ТКО, то вся ответственность лежит на заключения такого договора с Региональным оператор на арендаторе/субарендаторе (на лице осуществляющий пользованием объектом имущества в аренде).
НАПОМИНАЕМ,
что получить индивидуальную бесплатную консультацию по вопросам ЖКХ в Волгоградской области можно
БЕСПЛАТНО, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА, по:
— телефонам 88442 52-93-22; 88442 59-69-05 («горячая линия» о капитальному ремонту)
— скайпу Региональная общественная инспекция
— электронной почте roi-34@yandex.ru
Режим офлайн и онлайн приемов граждан:
Понедельник 9.30-12.30
Вторник, среда 10.00-12.30
Четверг, пятница 15.30-18.00
Очную консультацию можно получить по адресу: ул.Циолковского, д.39, офис 1006, в четверг и пятницу с 15.30 до 18.30.
Помощь оказывают специалисты-консультанты, юристы, профессиональные медиаторы Института общественных жилищных инспекторов и экспертов под руководством Капустина Олега Семеновича при поддержке Фонда президентских грантов, комитета ЖКХ Волгоградской области и других партнеров.