Резолюция III Межрегионального форума «Хартия солидарности в сфере ЖКХ», 25 декабря 2020 года
РЕЗОЛЮЦИЯ IIIМЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ФОРУМА «ХАРТИЯ СОЛИДАРНОСТИ В СФЕРЕ ЖКХ»
25 декабря 2020 г.
IIIМежрегиональный онлайн-форум «Хартия солидарности в сфере ЖКХ» (далее Форум) организован по инициативе Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», Региональной общественной организации «Общественная инспекция – народный контроль Волгоградской области», Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Волгоградской области и является результатомуспешных проектов, реализуемых командой социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере ЖКХ на территории Волгоградской области, Республики Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республики, города Севастополя, а также площадкой для обмена опытом по вопросам региональных и межрегиональных практик развития общественного жилищного контроля, форм и технологий работы института общественных жилищных инспекторов и экспертов на принципах добровольчества и наставничества, «живых историй» консолидации участников жилищно-коммунальных отношений для эффективного решения социально чувствительных проблем сферы ЖКХ.
Участие в Форуме принялиболее 100 человек, в том числе руководители ведущих организаций в сфере ЖКХ, представители профильных органов исполнительной власти и контрольно-надзорных органов; Общественных палат и некоммерческих организаций; представители Советов и Ассоциаций муниципальных образований и муниципалитетов, а также общественные жилищные инспекторы, эксперты и собственники МКД из Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Волгоградской, Калининградской, Калужской, Ульяновской, Тамбовской, Пермской, Ярославской, Белгородской и других регионов нашей страны.
Работа участников Форума осуществлена на трех тематических площадках по:
– обмену опытом по вопросам взаимодействия участников рынка управления МКД,капитального ремонта многоквартирных домов, благоустройства общественных территорий, практики общественного жилищного контроля, работы общественных «горячих линий», развитии системы добровольчества и наставничества;
– обмену опытом по вопросам реализации программ жилищного просвещения, социальных проектов, подготовки общественных жилищных инспекторов и экспертов; работы центров независимой оценки квалификаций, ресурсных и волонтерских центров в сфере ЖКХ;
– по развитиюмежрегиональных форматов сотрудничества в сфере ЖКХ.
По итогам Форума участники считают, что необходимо поддержать и предпринять ряд инициатив, способных стимулировать дальнейшее развитие реальных гражданских практик эффективного взаимодействия участников жилищно-коммунальных отношений, направленных на решение комплекса проблемсобственников МКД и снижение социального напряжения в сфере ЖКХ.
Развитие общественного межрегионального проекта «Хартия солидарности в сфере ЖКХ».
- Поддержать дальнейшееразвитие межрегиональной Хартии солидарности в сфере ЖКХ (далее Хартия) на территории Российской Федерации.
- Утвердить состав организационного комитетамежрегиональной Хартиина новый период: Разворотнева С.В.г.Москва (председатель); Капустин О.С.г.Волгоград (сопредседатель);члены: Бредец А.В.г.Санкт-Петербург; Зосименко В.Г.г.Калининград; Наранов В.С. Республика Калмыкия; Маслов Н.А.Кабардино Балкарская Республика; Красноперова Н.И.г.Ростов-на-Дону; Волохов Е.К. г.Волгоград; Федоров Н.С. г.Калуга; Шилина Е.В. г.Волгоград; Текучева Т.Н.г.Волгоград.
- Информировать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России,Ассамблею региональных общественных советов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации о динамично развивающейся общественной инициативе, направленной на повышение эффективности решения проблем сферы ЖКХ на основе реального, консолидированного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления регионов Российской Федерации с общественными организациями, ресурсоснабжающими и управляющими организациями, ассоциациями и объединениями товариществ собственников жилья (недвижимости), жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, гражданами.
- Рекомендовать региональным центрам общественного контроля и общественным организациям в сфере ЖКХ, СМИ рассмотреть возможность участия в Хартии солидарности в сфере ЖКХ и продвижения её идей на территориях своей деятельности.
- Рекомендовать продолжить практику ежегодного проведенияМежрегионального форума «Хартия солидарности в сфере ЖКХ».
Развитие общественного жилищного контроля.
- Одобрить дальнейшее развитиеи тиражирование лучших практик института общественных жилищных инспекторов и экспертов на территории регионов юга России в статусе межрегионального института.
- Рекомендовать субъектам общественного жилищного контроля активнее применять функцию «Общественный жилищный контроль» в ГИС ЖКХ для раскрытия информации о мероприятиях общественного жилищного контроля и их результатах.
- Наращивать кадровый потенциал межрегионального института общественных жилищных инспекторов и экспертов через применение ресурса всероссийского банка данных «Общественные инспекторы России».
- Проработать вопрос интеграции некоммерческих организаций, как субъектов общественного жилищного контроля и общественных жилищных инспекторов в систему общественного контроля на территории РФ через информационную систему «Общественные инспекторы России», созданную в рамках проекта по развитию функционала и возможностей Всероссийской платформы взаимодействия граждан и власти ruпри поддержке Фонда Президентских грантов.
- Продолжить работу надформированием подходов к целесообразности разработки и внедрения показателей деятельности общественных жилищных инспекторов и экспертов, а также апробации их применения в региональном и межрегиональном форматах.
- Обратить внимание контрольно-надзорных органов, в ведении которых находятся вопросы жилищной сферы, на целесообразность взаимодействия с развивающимся институтом общественных жилищных инспекторов и экспертов, а также выработку конструктивных форм сотрудничества и форматов их реализации.
- Продолжить положительную практику взаимодействия общественных организаций с фондами капитального ремонта, органами исполнительной власти, курирующими работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, направленную на развитие общественного жилищного контроля и привлечение ресурса института общественных жилищных инспекторов и экспертов для мониторинга программ по капитальному ремонту и переселению, а также повышению качества проводимых работ, мероприятий на всех стадиях реализации этих программ.
- Создать межрегиональную рабочую группу по координации нормативно правовойи методическойбазы подготовки и практической деятельности общественных жилищных инспекторов и экспертов.
Жилищное просвещение и профессионализация деятельности общественных жилищных инспекторов и экспертов.
- В условиях тотальной цифровизации ЖКХ и пандемии рекомендовать расширение реализации образовательных программ и создание специализированных коворкинг-пространств, направленных на повышение уровня информационной культуры в сфере ЖКХ, с выделением группы особого риска – людей пожилого возраста, не владеющих работой на компьютере и/или не имеющих условий, для вовлечения этой категории собственников жилых помещений многоквартирных домов в инфраструктуру полезных онлайн форматов участия в тематических мероприятиях, использования инструментов управления общим имуществом МКД, а также личного жилищного пространства.
- В рамках реализации программ жилищного просвещения усилить тематику, связанную с актуальными направлениями развития сферы ЖКХ и наиболее конфликтогенными проблемами этой сферы: проведение общих собраний собственников и оформлениедокументов, взаимодействие с управляющими организациями и формирование навыков эффективного контроля результатов этого взаимодействия, защиту прав собственников на общедомовое имущество, преимущества энергоэффективного капитального ремонта, низкий уровень информационной культуры в сфере ЖКХ, взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
- Рекомендовать дальнейшее развитие института общественных жилищных инспекторов и экспертов исключительно на профессиональной основе и принципах открытости, прозрачности путем раскрытия информации о практической деятельности в открытых источниках с заданными приоритетами мониторинга реформы ТКО, комфортной городской среды, капитального ремонта, переселения, замены лифтового оборудования.
- Рекомендовать широкое вовлечение студенческой молодежи в программы жилищного просвещения иподготовки общественных жилищных инспекторов, а также добровольческую деятельность в сфере ЖКХ.
Работа с молодежью.
- В целях организации последовательного вовлечения молодежи в управление общим имуществом МКД: моделировать контент практики проведения региональных и межрегиональных конкурсов «Молодой управдом».
- Активизировать вовлечение школьников в совместно подготовленными со студентами-добровольцами адаптированные мероприятия, направленные на повышение грамотности в сфере ЖКХ.
Развитие медиации в сфере жилищно-коммунальных отношений.
1. Рекомендовать всем участникам жилищно-коммунальных отношений использовать медиацию как дополнительный ресурс разрешения споров в сфере ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
2. Для повышения доступности медиативных услуг социально уязвимым категориям населения инициировать внесение изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в части закрепления медиации и переговоров, в качестве новыхвидов оказания бесплатной юридической помощи.
- Развивать консолидированные, диалоговые подходы к решению проблем ЖКХ через площадки «Хартия солидарности в сфере ЖКХ», «Диалог с ЖКХ», популяризацию примирительных процедур.
Острые проблемы ЖКХ.
- Рассмотреть возможность разработки подпрограммы в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», направленной на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, имеющих статус памятников архитектуры и объектов культурного наследия с исключением таких домов из региональных программ капитального ремонта.
- Рассмотреть возможность внесения измененийв Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 05.06.2011 года и ст. 156 ЖК РФ,в части порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества исходя из фактического потребления ресурса, определенного показаниями приборов учета отдельно по каждому локальному потреблению с учетом особенностей многоквартирного дома и технической возможности установки приборов учета.
- Рассмотреть возможность внесения в действующее законодательство понятия «прибор учета потребления ресурсов на общедомовые нужды».
- Рассмотреть возможность изменения порядка получения собственниками, проводящими энергоэффективный капитальный ремонт, возмещения на проведение такого ремонта (на основании Постановления № 114 от 11.02.2019 «О внесении изменений в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов»), дав возможность собственникам напрямую направлять заявки на возмещение в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (минуя местные и региональные органы власти).
- Создать межрегиональную рабочую группу по мониторингу эффективности регламентов взаимодействия участников процесса организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территориях его применения, с целью выработки и направления предложений в адрес Минстроя РФ оцелесообразности разработки и утверждения единого регламента для субъектов РФ.